Доля онлайн-торговли в общем обороте в России составляет 15%, но наличие мощных инструментов по сбору статистики позволяет вывести для анализа такие данные, о которых “Росстат” может только мечтать. В этой статье рассмотрена Интернет-инфляция, выбраны основные показатели за последние годы в РФ, приведены таблицы и графики, показаны расчеты потребительских цен и затронуты перспективы подобного метода аналитики. Онлайн-инфляция отличается от обычной розничной не только большим массивом данных, но и сильным влиянием конкуренции. Если при физическом походе в магазин, покупатель вынужден тратить много времени на поиски наиболее выгодной цены, передвигаясь между несколькими торговыми центрами, то в Интернете достаточно открыть “Яндекс-Маркет” и за секунду выбрать площадку с наиболее дешевым товаром.
В результате этого маркетплейсы куда активнее, чем реальные магазины, конкурируют между собой по ценам, что и рождает у методики измерения интернет-инфляции множество слабых моментов.
Среди них:
Торговля малыми партиями (особенно актуально для одежды) с сильным влиянием моды на сбыт. Может быть причиной волатильности стоимости в год на 10-90%. Первые партии продают дорого, стоки ликвидируют за копейки, поэтому, чтобы подсчитать среднюю инфляцию, нужны данные по продажам, и вряд ли какой-то интернет-магазин их предоставит, ссылаясь на коммерческую тайну.
Быстрое моральное устаревание товара. Те же Айфоны выпускаются раз в год, скорость потребления в мире огромная, и если Росстат использует проверенные выборки, то для подсчета электронной инфляции необходимо некое согласование методик с потребителями или заказчиками исследования.
Влияние параллельного импорта. С этим ситуация ежемесячно улучшается, но все еще идут поиски новых схем логистики. Либо, наоборот, из-за сакнций какие-то пути перекрываются. Это все резко влияет на стоимость партий товара. Фактор временный и для подсчета уровня ИПЦ не совсем объективный.
Тем не менее, направление по сбору статистики интернет-инфляции крайне перспективное. Если подключить к анализу нейросети, то для государственной статистики это будет большим прорывом.
Ниже представлен пробный расчет коэффициентов интернет-инфляции на основании данных графиков истории цен “Яндекс-Маркета”. Если статья обретет популярность, количество позиций будет постоянно расширяться.
Данная выборка была сделана на товары российского, китайского и западного производства, которые лидировали в рейтингах продаж, и которые имели статистику за 12 месяцев в “Яндекс-Маркете”. Конечно, малое количество товаров не делает данный анализ точным, но это пока первый пробный шаг к такого рода расчетам.
Интернет-инфляция на электронные товары:
Из таблицы следует, что чем востребованнее товар, тем ниже на него рост цен. А объясняется это просто – крупные партии проще привезти через Казахстан или Китай. И, конечно, выше коэффициенты интернет-инфляции на американские и японские гаджеты, санкции влияют на стоимость.
Таблица онлайн-инфляции на крупную бытовую технику:
Российская и китайская техника за период подешевела, либо подорожала незначительно. Но здесь большое значение имеют предупредительные скачки стоимости, которыми ритейл стремится предотвратить убытки от девальвации рубля при возрастании рисков.
Таблица ИПЦ на одежду:
Расчеты интернет-инфляции на одежду затруднены отсутствием статистики товарных запасов и продаж. Разница между магазинами составляет десятки тысяч рублей, так как один ликвидирует остатки, а другой при наличии спроса старается больше заработать. Но и здесь доказано, насколько повысилась в стоимости брендовая одежда.
Автор идеи по аналитике интернет-инфляции – журналист и редактор “Финмаркета” Александр Кияткин. Он придумал взять данные от “Яндекс-Маркета” и совместно со специалистами ВШЭ сделать выборку по индексам потребительских цен. Александр – замечательный журналист, и концепцию придумал отличную, но, может быть, в его команде не хватило настоящих фанатов инфляции, поскольку сайт проекта на момент публикации этой статьи выдавал ошибку сервера.
Можно только посетовать, что нет возможности участвовать в проекте Александра. У Яндекса – очень мощные инструменты аналитики, и с одного “Маркета” можно накопать для аналитики столько, что это бы дало невероятный толчок всему бизнесу в РФ. А при доступе к статистике Вайлдберриз, Озону и Сбермаркету получить полную основу для государственного планирования.
Если проект “Яндекса” и Высшей школы экономики заработает, то частично на данной страничке будут рассмотрены какие-то детали из него. А пока “Инфляцио.РУ” инициирует свой небольшой проект по замеру индексов ИПЦ среди интернет-магазинов, из данных, которые будут добыты из вебархива и прочих классических инструментов.
Оставить комментарий