Беспилотный КАМАЗ “Робокоп”: предтеча крупных изменений в России

В конце 70-х появление первого “КАМАЗ-5320” было поистине революционным в СССР, тогда все эти машины сильно поменяли эпоху, дав понять водителям старшего поколения, что “как прежде, больше не будет”. Перевозки перешли на новый уровень по грузоподъемности, дизель начал вытеснять бензин, машины требовали более сложного обслуживания. Нынешний беспилотник “Робокоп” или “Атлант-49” – аналогично поменяет мир в ближайшие годы. 

КАМАЗ концептВот такой красавец – новый камазовский “Робокоп”, пока еще концепт. Машина сделана на базе карьерного самосвала КАМАЗ-6595, способна перевозить почти 25 тонн (в других источниках до 50 тонн) груза, скоро ее отправят в Кемерово возить уголь для проверки в реальных условиях. Почему же именно “Робокоп” поменяет мир?


  • Метан. Новые концепты Камаз разрабатывает с явным акцентом на метан, и в “Робокопе” для него предусмотрен блок с баллонами на 995 литров (расход 100 литров метана на 100 километров). Газовые самосвалы активно внедряются на севере, и надо полагать, в ближайшее время дизель будет из России постепенно уходить. 


Доля метана при добыче природного газа в РФ составляет от 35 до 85%, он есть везде – и как попутный элемент при добыче угля или нефти, и в недрах старых свалок, его делают даже в биореакторах на фермах. Перевозки на газе в 3-4 раза дешевле, чем на солярке, поэтому в России частные дальнобойщики на дизельных иномарках могут начать испытывать проблемы с работой уже через 3-5 лет. Направление инвестиций “Камаза” показывает, что метан будут активно развивать, а снижение себестоимости перевозок будет одной из мер для борьбы с инфляцией. 


  • Западные комплектующие. В “Робокопе” используют мосты Sisu производства Финляндии и американскую трансмиссию Allison. В ноябре 2023 Камаз выпустил пресс-релиз, что им удалось заменить часть импортных комплектующих на базовой модели 6590, но, видимо, от основных агрегатов отказываться не собираются. Ряд экспертов утверждает, что западные узлы заменить нечем для такого уровня нагрузки. Зачем жа “Камаз” взялся за концепт на “санционке”? Ответ прост – уровень санкций стал падать, Путин вновь летает на международные мероприятия, российских спортсменов допустили к олимпиаде (пусть и под нейтральным флагом). Россия явно возвращается к прежней экономической модели. 


  • Беспилотные системы. Они активно развиваются, и у “Камаза”, помимо “Робокопа”, есть еще два более легких проекта – “Челнок” и “Юпитер”, а летом на трассе М11 провели испытания магистральных беспилотных тягачей. “Яндекс” в 2023 приступил к тестированию беспилотного такси. В сферу идут потоком инвестиции, скорость разработок очень высокая, не исключено, что через 5 лет основная доля грузоперевозок придется на роботов. 


Такие вот мысли по поводу “КАМАЗА”. Увы, но реалии самые актуальные. Как пел Майк Науменко "Машины работают, людей увольняют".  И ведь еще недавно искусственный интеллект казался чем-то далеким, и буквально за пару лет нейросети заполонили интернет, сильно ударив по журналистам и дизайнерам. 


И хотя и берет гордость за достижения челнинского завода, хочется почему-то вернуться в детство, где бегали по земле родные “5320” и “43101”, казавшиеся самым настоящим чудом, а картины и статьи писали люди…

Автор: Дата первой публикации: Дата обновления: 2023-12-12
Читайте также