Запрет телефонов в школах: онлайн-опрос

На одной чаше весов – безопасность ребенка, на другой – успеваемость и образование. В статье детально рассмотрен запрет телефонов в школах России, текст закона и дата его принятия, какие гаджеты можно будет приносить на уроки, нарушаются ли при этом права детей. Причины борьбы учителей с электронными гаджетами, даст ли это толчок буллингу и росту произвола во время занятий. 

Ученик со смартфоном на уроке
Главные сведения о запрете смартфонов в школах:

  • Закон вступил в силу с 19 декабря 2023 года. Пользоваться мобильными телефонами на уроках уже нельзя. 
  • Школа или конкретный учитель не имеют права забирать у учеников мобильные телефоны, либо требовать оставлять их в местах хранения, если нет соответствующего пункта в правилах внутреннего распорядка. 
  • В дошкольных учреждениях и при начальном общем образовании (до 4 класса) ответственности за нарушения запрета телефона в школе не предусмотрено. Включая любые меры дисциплинарного взыскания. 
  • Начиная с 5 класса за мобильник могут назначить выговор, сделать замечание, а с 15 лет – отчислить из учебного заведения. Это касается обычных средних школ, техникумов, колледжей, ВУЗов. 

Отчисление – крайняя мера для переступивших запрет. Учителя должны будут доказать, что играющий в смартфон ученик отрицательно влияет на других детей, а стандартные педагогические меры не приносят никакого результата. Директор школы или классный руководитель теперь начнут собирать доказательную базу – объяснительные записки, письменные уведомления родителям, записи с камер наблюдения, протоколы педсоветов, чтобы на комиссии по делам несовершеннолетних был задокументированное основание к отчислению. При наличии желания со стороны педагогов, теоретически отчислить теперь могут любого учащегося с сотовым.


Можно ли использовать телефон на переменах: да, в законе указано, что запрет действует только во время проведения обучающих занятий. Но это если школа не ввела тотальное табу, заставляющее сдавать устройства до начала лекций. 

Закон о запрете гаджетов в школах написан весьма пространно, и хотя содержит исключения в виде “угрозы жизни и здоровью”, но представляет собой довольно мощный манипуляционный инструмент для воздействия на детей. 

Если ребенок “не понравился” педагогу, а родители недостаточно подкованы в юридических вопросах, его могут просто выкинуть из учебного заведения. Случаи, когда против ребенка несправедливо встает весь родительский комитет и школьные учителя, имеют место быть. 

Недостатки закона

Главная опасность запрета мобильных телефонов заключается в увеличении случаев массовой стрельбы в учебных заведениях России и явлений буллинга, который приводит к детским самоубийствам и другим трагедиям. Теперь ученик не только не сможет заснять обидчиков на видео (или записать травлю на приложение диктофона), но и вызвать полицию (если школа решит, что дети должны сдавать телефоны во время уроков на хранение), либо позвонить родителям.

Ребенок в школе без поддержки родителей рискует оказаться в сложной ситуацииПосле выхода в свет сериала “Слово пацана” есть большой риск увеличения травли в российских школах. 

Теперь у ребенка не будет и возможности записать на видео некорректное поведение учителей. Большая часть педагогов в России – настоящие герои, но из-за нехватки кадров в некоторых местах попадаются и представители, использующие ненормативную лексику, а то и физическую силу. Раньше наличие мобильных у школьников очень сдерживало недобросовестных педагогов. 

Не стоит забывать и об использовании мобильного телефона для помощи образовательному процессу. Сфотографировать график на доске, прочитать реферат с экрана устройства, записать объяснение учителя – как обойтись без этого в 21 веке? Телефон - отличный инструмент для повторения, расширения кругозора, им можно быстро зафиксировать пройденный материал после пропусков по болезни.

Мир идет вперед, набирает обороты искусственный интеллект, а детей целенаправленно ограждают от продуктов цивилизации. Поправку о разрешении использовании телефона в учебных целях специально убрали из нового закона. 

Многие учителя поддерживают запрет смартфонов, опираясь на снижение результатов ЕГЭ. По некоторым предметам статистика ЕГЭ действительно немного снизилась, но виной ли тому гаджеты – большой вопрос. 

Средний балл по ЕГЭ за последние 2 года, процентов:


2023

2022

Проф. математика

55,62

56,86

Русский язык

66,56

68,30

История

56,37

57,95

Физика

54,95

54,11

Базируется ли запрет на каких-то исследованиях о влиянии мобильных телефонах на успеваемость – Госдуме виднее. Но мобильными телефонами пользуются в школах уже минимум два десятилетия, а статистика ЕГЭ явно больше коррелирует с усложнением самого экзамена, чем с распространением гаджетов. Глава Рособрнадзора винит в низких результатах еще и последствия пандемии с онлайн-обучением, хотя без мобильных технологий в тот период образование совсем бы остановилось. 

Достоинства закона

В промышленных городах с большим количеством гопников, где трудовая нагрузка на родителей выше, а уровень жизни ниже, школа часто выполняет единственную воспитательную функцию в обществе. Справиться с малолетним хулиганом пожилому учителю (средний возраст педагогов в России 50,5 лет) довольно сложно, поэтому ужесточение дисциплины – положительный шаг. 

УчительницаПомимо этого, достоинства запрета мобильных в средних учебных заведениях следующие:

  1. Лучшая адаптация к условиям госэкзаменов. На контрольных школяр может списывать с мобильного, а вот когда попадет на ЕГЭ, такой возможности у него нет. Чем раньше дети привыкнут пользоваться только своими знаниями, тем им будет проще.
  2. Улучшение коммуникативных навыков. Чем меньше телефонов, тем больше живого общения и адекватнее живая работа на уроке. 
  3. Концентрация внимания. Перегруженный информацией подросток хуже усваивает лекции и практические занятия, запрет оставит ему меньше шансов отвлекаться. 
  4. Рост авторитета учителей. Спорный пункт, если учитель по своему предмету знает меньше, чем Википедия, но для дисциплины полезный. 
  5. Снижение фактора деления учеников по уровню материального благосостояния. В школе должны быть все равны, и если у одного ребенка “Айфон” последней модели, а у другого – старая родительская “Нокиа”, это не должно быть ударом по самооценке. 

Есть и еще один фактор – возможность использования детей в разных политических мероприятиях посредством интернет-коммуникаций. Не исключено, что именно это и стало главным мотивом для принятия подобного запрета Госдумой. На носу – выборы президента России, и ситуация 2020 года с протестами в Белоруссии, когда были втянуты несовершеннолетние, может быть одной из причин таких ограничений в школах. 

Опыт по запрету мобильных существует и в других государствах. Телефоны запрещены с 2018 года в школах Франции, действуют ограничения и в некоторых штатах США. 

Мнение автора

Мобильные телефоны в тексте закона обозначены как “средства подвижной радиотелефонной связи”, поэтому под запрет попадают, например, детские смарт-часы, которые могут использоваться только для связи с родителями, но не несут в себе никакой отвлекающей функции. А вот планшеты или ноутбуки без сим-карты и только с Wi-Fi – теоретически разрешены. Это явное упущение разработчиков законопроекта.

Отношение к закону двойственное. Современные школы нуждаются, прежде всего, в мерах по усилению безопасности. Детей продолжают травить одноклассники, в 2023 произошло 8 реальных ЧП на этой почве. После разбирательств сажают в тюрьму директора школы или отца, который недосмотрел за оружием, а то что ситуацию довели до такого трагического уровня именно на уровне класса, никого не волнует.

Запрет смартфонов принят без проработки законаУчителя не всегда бывают объективны в оценке конфликтов между учениками, и кроме родителей, своего ребенка никто лучше не поймет. То, что забирают у детей средства связи, а многие школы заставляют сдавать телефоны на всю учебную смену, это неправильно. Могли бы сделать исключение для смарт-часов или “звонилок” без функций интернета. Возможность лично поговорить в любой момент с родителями, наоборот, следовало бы стимулировать.

С другой стороны, дети сильно перегружены виртуальным миром. Многие постоянно списывают, ищут готовые задания, да и просто не слушают учителя. По-хорошему, надо было просто дать больше полномочий учителям, грамотно прописать исключения, а не “рубить” с плеча очередной тотальный запрет. 

Судя по репликам в СМИ, закон по запрещению гаджетов на уроках со временем могут доработать. И в этом есть реальная необходимость.

Автор: Дата первой публикации: Дата обновления: 2023-12-20
Вы поддерживаете запрет использования мобильных телефонов и средств связи в школах РФ?
Читайте также
Возможность комментирования данной публикации было отключена.

Комментариев - 2


    • Алевтина
    • : 10:16
    Если учитель не умеет овладевать вниманием класса, то у него и без телефонов будут отвлекаться. В наше время играли в карты, тетрисы, "морской бой", плевались из трубочек бумажками, давайте теперь все запретим законодательно, и окна еще замуруем, чтобы не смотрели на улицу. А преподавателей не пробовали готовить по-нормальному?
      • Пользователь offline
      • Admin ответил(a)
      • : 11:06
      Дорогая Алевтина! Ведь иногда бывает так, что учитель хороший и талантливый, но у него две смены подряд, классное руководство и еще тетрадки вечером надо проверять. Выдержать все это эмоционально многие годы не каждому под силу, начинается выгорание, а еще и дети наглые, не слушают, а сидят в телефоне, поэтому и общее ужесточение дисциплины идет на пользу в таком случае.