Подорожание авиабилетов в России: кризис набирает обороты

Кризис гражданской авиации для страны протяженностью 10 тысяч километров продолжается.  В России полным ходом идет подорожание авиабилетов, только за первые месяцы 2024 стоимость перелета на 1000 километров в эконом-классе выросла на 510 рублей. Отрасль нуждается в срочных дотациях и поддержке государства, но пока созданных мер недостаточно для заморозки цен на билеты. 

Самолет в штормСитуация с авиабилетами в России остается тяжелой, несмотря попытки стимуляции производства отечественных самолетов и введение субсидий жителям Дальнего Востока. Стоимость билетов по России на дальние рейсы достигает 20 тысяч рублей, что делает для многих крайне затратной поездку с детьми на море на море из северных регионов. Часто дорогие билеты на самолет заставляют пропускать важные семейные события – похороны, свадьбы, поездки к родителям и детям. 

Инфляция на авиаперелеты ухудшает качество жизни, и тенденции на ближайшее время можно охарактеризовать как “умеренно негативные”. 

Почему растут цены

До 2030 года “Аэрофлот” планирует закупить свыше 300 отечественных самолетов “Суперджет”, “МС-21”, “Ил-114”  и “Ту-214”. Но возвращение в небо отечественной авиации будет способствовать снижению тарифов только при одном условии: если самолеты начнут собирать из российских комплектующих и заправлять дешевым керосином. Диаграмма динамики стоимости авиационного керосина ТС-1 отечественного производства за 1 тонну в рубляхПока авиационное топливо в России, как и стоимость услуг по обслуживанию не только не падают, но и изрядно увеличиваются. Ни о каком снижении стоимости билетов при таких тенденциях говорить не приходится.  

Выходная стоимость авиационного керосина ТС-1 ярославского НПЗ:

Год

Цена за 1 тонну

Инфляция

2021

45900


2022

66000

43,79

2023

71100

7,73

2024

84650

19,06

В диаграмме приведены данные Ярославского НПЗ, но в аэропортах поставка топлива в крыльевой бак идет по форме “франко-штуцер”, которая намного дороже. В 2024 году заправка самолета обходится в 105 000 – 130 000 за тонну. При такой политике авиабилеты просто не могут не дорожать. А если самолеты летают наполовину пустыми (потому что пассажирам не хватает денег на билет), то рейсы не окупаются, и отрасль низвергается в убыточную бездну. Как менялся тариф на очистку от снега самолета типа ATR-42 в региональном аэропорту Ванавара (Красноярский край)Растут и тарифы аэропортов. В Домодедово в январе 2024 тариф за “взлет-посадку” увеличили на 4,2%, за безопасность на 6%, а за аэровокзал для пассажиров – на 15%. Это тот вид услуг, на которые “импортозамещение” не распространяется, а субсидировать аэропорты никому не приходит в голову. На технические работы (обливку самолета антиобледенительными реагентами, буксировку, ремонт) стоимость, в некоторых местах за год увеличилась на 70%.Как за год поменялась стоимость на носовое колесо шасси 3-1559 от Boeing-373 в пересчете на рубли Запчасти – один из тяжелейших вопросов для российской гражданской авиации, на 80-90% состоящей из иностранных бортов. Их закупают через третьи страны, снимают со старых самолетов, пытаются восстанавливать на авиазаводах. Здесь основная проблема даже не в логистике, а в сильно обесценившемся рубле.

Советские самолеты Ту-154 и Ту-134 отставали от иностранных аналогов, но на 100% были собраны из отечественных комплектующих, что обеспечивало полную стратегическую безопасность транспортной сферы. 

Простейшая аналитика показывает, что за счет авиапассажиров решают не столько санкционные проблемы авиакомпаний с обслуживанием самолетов, но и пытаются заработать на топливе и услугах аэропорта. 

Динамика подорожаний

Стоимость авиабилетов подвергается сезонному колебанию, пик стоимости за 12 месяцев приходится на август, в январе и феврале (после зимних праздников) спрос на авиаперевозки падает, поэтому снижается и тариф. Диаграмма динамики цен на авиабилеты (за 1000 км пути) от РосстатОбщие данные инфляции цен на авиабилеты: 

Период

Процент подорожания

С января 2024 по январь 2023

25,43%

С февраля 2024 по февраль 2023

33,96%

За весь известный период (с апреля 2022 по настоящее время)

36,65%

Ежегодная инфляция стоимости авиабилетов в России классифицируется как “галопирующая”. Согласно экономической теории это может быть чревато перебоями в работе отдельных авиакомпаний, либо возникновению кассовых разрывов в сотрудничестве с обслуживающими предприятиями. 

Из опасных последствий при дальнейшем развитии кризиса – возвращение практики экономии топлива, когда пилоты в 90-х годах допускали катастрофы, стараясь не уходить на второй круг или прорываться через опасные атмосферные фронты, выпуск самолетов без надлежащего технического ремонта. 

По статистике в 2023 произошло на 38 авиапроисшествий больше, чем годом ранее, но повлияли ли на это экономические факторы можно будет утверждать при сохранении динамики в ближайшие 2-3 года. 

Отрасль гражданской авиации в России нуждается в крупных реформах, больших инвестициях в технологии и дешевом авиатопливе. Перспектив серьезного падения цен на авиабилеты в 2024 и 2025 году не просматривается. 

Автор: Дата первой публикации: Дата обновления: 18-02-2024, 23:12
Читайте также

Оставить комментарий

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:

Введите код: