Возникнет ли дефицит бензина и его подорожание в 2024?

По оценке Росстата продолжает падать производство нефтепродуктов, если в феврале в сутки производили около 145,45 тысяч тонн бензина, то в марте 2024 показатель снизился до 129,17. Дефицит бензина в России угрожает срыву сельскохозяйственных работ и очередному скачку цен, а если тенденция продолжится, то может быть осуществлен ввод талонов на топливо и строгих лимитов на потребление. 

Взрыв на НПЗС конца 80-х годов в России не наблюдалось локального дефицита автомобильного горючего с нормами отпуска до 30 литров на человека, но последние полгода из-за падения объемов перегонки НПЗ вновь обозначили теоретические перспективы образования топливного кризиса.

Из-за больших расстояний в России стабильность обеспечения ГСМ – одна из стратегических задач по обеспечению гуманитарной безопасности. А для жителей отдаленных районов наравне с подорожанием авиабилетов и стоимости общественного транспорта, отсутствие бензина на АЗС и вовсе критичный фактор.

Оценка статистики

Накачке паники вокруг дефицита топлива способствует образование информационной почвы относительно ударов украинских БПЛА по российским НПЗ. О том, что это причиняет существенный ущерб указывают три основных информационных посыла: 

  1. Производство бензина в России упало на 12%;

  2. США обеспокоены атаками по НПЗ из-за мировых скачков цен на нефть;

  3. С 1 марта 2024 приостановлен экспорт бензина из России сроком на полгода.


Основная часть НПЗ большой мощности расположена в европейской части России. Максимальный радиус действия украинских беспилотников неизвестен – называются цифры от 1000 до 3000 километров. 

БеспилотникТаблица крупнейших российских нефтезаводов для оценки уязвимости от ударных дронов:

Завод

Мощность (млн. Тонн в год)

Расстояние от Украины

Попытка атаки БПЛА

Ангарский

11,1

6100


Антипинский

7,5

3200


Афипский

6,25

577

+

Ачинский

6,1

5000


Верхотурский

3,2

3100


Волгоградский

14,8

1170

+

Ижевский

7

2420


Ильский

6,6

460

+

Киришский

17,3

816

+

Комсомольский

8,5

9800


Краснодарский

3,2

507

+

Куйбышевский

7,5

1100

+

Марийский

1,5

1070

+

Московский

11

540


Нижегородский

17

850

+

Нижнекамский

7,1

1200

+

Новокуйбышевский

8,8

1134

+

Ново-Уфимский

17,4

1400


Омский

21,4

2600


Орский

6

1700


Пермский

13,1

1650


Приморский

20

6500


Рязанский

17,1

538

+

Саратовский

7,4

897

+

Стрежевской

0,35

4200


Сызранский

8,5

1040

+

Томский

1,5

2200


Туапсинский

3,5

563

+

Уфимский

7,5

1500


Ухтинский

3,98

1700


Хабаровский

5,1

5700


Яйский

3,2

3698


Ярославский

15

733

+

В таблице приведены попытки атак на НПЗ, многие из которых не увенчались повреждением оборудования, какие-то заводы уже возобновили работу, некоторые находятся в стадии ремонта. Точную информацию о прилетах сообщать нельзя, таблица составлена из открытых источников официальных СМИ, приводится для информации по оценке потенциального топливного дефицита. 

Из 32 НПЗ России 24 находятся в зоне действия БПЛА, если брать во внимание дроны дальностью 3000 км. Если отталкиваться от текущих реалий, что атаки производятся только на заводы, расположенные до 1500 километров от линии фронта, то лишь 17 НПЗ могут быть потенциальными целями противника. 

Стратегически в России проблем с бензином возникнуть не должно. Помимо оставшихся 15 крупных заводов остается и еще порядка 80 мелких НПЗ. 

Статистика производства нефтепродуктов в России (миллионов тонн): 

Производится в год

Потребляется в год

282,2

90,5

Основная доля нефтепродуктов идет на экспорт. Поэтому при глобальном падении производства Россия просто увеличит долю производства на внутренний рынок. Производители потеряют на какое-то время доходы, возникнет очередной дефицит валюты с просадкой рубля. Но это будет без резких показателей волатильности, коммерческие предприятия и потребители успеют подготовиться к изменениям условий.  

Прогнозы по дефициту

Период атак беспилотников на российские НПЗ долго не продлится, будут либо предприняты меры по усилению ПВО, либо пространство над заводами накроют каким-либо “колпаком” в виде сетки-рабицы или бетонных сооружений. 

Основные риски сводятся к спросу со стороны сельхозпроизводителей: на период уборочных и посевных работ возникнет резкий спрос на горючее, поэтому остановка местных НПЗ увеличит нагрузку на логистику. В 2024 может локально наблюдаться нехватка дизельного топлива, но на короткий период (до 3 дней), есть риски скачков цен на некоторых АЗС. Но это – единичные случаи, связанные именно со стихийным спросом. 

Делать личные запасы топлива гражданам не нужно: его в России достаточно, при самом мрачном сценарии нехватку горючего компенсируют закупками у Казахстана. 

Что касается долгосрочной ситуации, то наличие НПЗ в южных и европейских регионах – не самый удачный фактор для безопасности. В будущем уязвимые узлы нефтегазовой инфраструктуры будут строить на большем удалении. 

Реакция чиновников

В инфопространстве о грядущем дефиците бензина попадаются преимущественно сдержанные высказывания. В начале марта Минэнерго выпустило пресс-релиз с заявлением об отсутствии предпосылок к нехватке горючего или росту цен на него.

Николай Шульгинов

Министр энергетики Николай Шульгинов заявил, что планируется выход на показатель переработки, который соразмерен с прошлогодним в 275 миллионов тонн. В Интервью "Интерфаксу" Шульгинов отметил, что меры по стабилизации рынка связаны с "увеличением выпуска моторного топлива и со снятием логистических ограничений". Еще одна важная реакция - Николай Григорьевич пообещал ввести к лету все НПЗ, получившие повреждения.

Из этого следует, что заводы будут ремонтировать, обеспечивать им защиту, наличие потенциальных проблем с дефицитом признавать либо не хотят, либо они действительно не существенны для последующего полугодия.
Дмитрий Патрушев
А вот осенью 2023, задолго до серии атак по НПЗ, глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев отмечал, что "ситуация с топливом в сельскохозяйственной отрасли близка к катастрофе". На тот момент это связывали с наличием экспорта, который требовали запретить, чтобы избежать роста цен. Чиновникам удалось ситуацию стабилизировать - с сентября 2023 по март 2024 солярка почти не изменилась в цене, но впереди посевная и уборочная, вопрос в том, покроет ли перекрытие экспорта потребности сельского хозяйства вместе с уменьшенным производством.
Депутат Владимир КашинДепутат Владимир Кашин в тот же период 2023 объявил дефицит топлива "диверсией". Он отметил, что во время СВО, посева, уборки закрытие на профилактику нефтебаз привело к искусственному коллапсу. Он же тогда подчеркнул отсутствие топлива в некоторых регионах, которое могло привести к срыву работ АПК.

По этим отдельным репликам можно судить о наличии определенных проблем в сфере топливной промышленности, и повышении вероятности дефицита бензина во втором полугодии 2024, либо о росте стоимости. С другой стороны, проблемой занимаются, судя по динамике бензина и солярки, пока внутренняя политика оказывается достаточно эффективной для управления. 

Как решают проблему

Во время написания статьи стало известно о приостановке отгрузок на Орском НПЗ имени Чкалова из-за паводка, который может продлится от нескольких суток до недель (ожидают еще одну волну из Башкирии). Между тем, есть положительные новости по борьбе с дефицитом:

  •  В России планируют снизить качество бензина с "Евро-5" до более умеренных значений. Это позволит увеличить переработку на 300-500 тысяч тонн, вернуть в эксплуатацию устаревшие линии;
  • Введена интенсификация  логистики: с НПЗ будут быстрее вывозить бензин, чтобы нарастить скорость производства;
  • На модернизацию нефтезаводов до 2028 года направят 1 триллион рублей. 

Если планы по модернизации удастся воплотить, то Россия получит до 30 миллионов тонн дизтоплива и порядка 4 миллионов тонн бензина в год.

Оперативная обстановка

Ситуация на АЗС по областям, полученная из открытых источников официальных СМИ. Оперативная обстановка с дефицитом бензина по регионам России.

Российская Федерация

Дефицита нет, локальные скачки цен



Москва


Санкт-Петербург


Области


Амурская


Архангельская


Астраханская


Белгородская


Брянская


Владимирская


Волгоградская


Вологодская


Воронежская


Ивановская

На 10 копеек второй раз за неделю взлетели цены.

Иркутская


Калининградская


Калужская


Кемеровская – Кузбасс


Кировская


Костромская


Курганская


Курская


Ленинградская


Липецкая

Рост стоимости солярки на 0,2%.

Магаданская


Московская


Мурманская


Нижегородская

+0,16% за март и начало апреля.

Новгородская


Новосибирская


Омская

На 46% подорожал газ за последний год. 

Оренбургская


Орловская


Пензенская

Сообщают о двух волнах подорожаний за неделю на 10-20 копеек.

Псковская


Ростовская


Рязанская


Самарская


Саратовская


Сахалинская


Свердловская

За неделю на 0,25-0,75% подорожали бензин и солярка.

Смоленская


Тамбовская


Тверская


Томская


Тульская


Тюменская


Ульяновская


Челябинская


Ярославская


Республики


Адыгея


Алтай


Башкортостан


Бурятия


Дагестан


Ингушетия


Кабардино-Балкария


Калмыкия


Карачаево-Черкессия


Карелия


Коми


Крым


Марий Эл


Мордовия


Северная Осетия – Алания


Татарстан


Тыва


Удмуртия


Хакасия


Чечня


Чувашия


Якутия


Края


Алтайский


Забайкальский


Камчатский


Краснодарский


Красноярский


Пермский


Приморский


Ставропольский

До 40% рост цен на газ (за год). 

Хабаровский


Округа


ХМАО– Югра


Ямало-Ненецкий АО


Еврейская автономная


Чукотский АО


Пока ситуация с дефицитом не выходит даже на уровень очередей - топливо в России есть. Если страна переживет благополучно активизацию сельхозработ, то отсутствия бензина на АЗС можно не опасаться. 

Автор: Дата первой публикации:
У Вас есть запасная канистра с бензином?
Читайте также

Оставить комментарий

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:

Введите код:

Комментариев - 1


  1. В 90х был дефицит керосина для самолетов, я так однажды в Домодедово неделю сидел ждал самолета, пил воду из туалета и питался одним хлебом. Могут вполне попытаться расшатать ситуацию с топливом, это куда похлеще, чем курс доллара например, а уходит солярки на тех же военных очень много, КАМАЗ вон 50 литров жрет на сотню, а танки так и все 200, поэтому заводы надо переносить на север, защищать ПВО хорошо, а то и сетку с аэростатов натягивать.