Победители и лауреаты "Учитель года - 2023": список школ и педагогов

Всероссийское состязание педагогического искусства между лицеями, средними школами и гимназиями, призванное выявить талантливых преподавателей. Победители конкурса от Министерства просвещения  “Учитель года” в России в 2023, лауреаты и призы, методика отбора кандидатов на всех этапах испытаний. Рекомендации будущим участникам. Нестор ПетровичВ этой статье приведены не только финалисты, но и номера школ, где они работают. Для родителей это очень удобно, так как если директор дает таким людям развиваться, то и общий уровень подготовки в образовательном учреждении обычно высокий. Поскольку официальный сайт тормозит, а на других размещена скудная информация, данная статья наиболее удобна, а еще позволяет обсудить в комментариях кандидатуры победителей.Книга Сухомлинского В чем суть конкурса: в России с ее Ушинскими, Макаренко и Сухомлинским образование всегда держалось на совершенно невообразимой смеси энергетики, гуманизма, гениальности и энтузиазма. Не каждому ребенку повезло с семьей, не каждый будет слушать Прокофьева и читать Достоевского, а во многих вымирающих деревнях и поселках люди спиваются, а законы среди них – звериные. В крупных городах, наоборот, есть достаток, но в семьях часто растут дети с потребительским мышлением и полным отсутствием эмпатии к ближнему. И по факту только педагоги разжигают и поддерживают в широких слоях те искорки доброты, честности и созидания, без которых страна обречена только на войны, смуту и вымирание. Победителям вручают Хрустального пеликана“Учитель года” во многом несправедлив, особенно на этапе отбора, где “режут” большое количество хороших кандидатур. Вероятно, имеется и небольшая политическая составляющая. Но свою роль конкурс выполняет – стимулирует инновации в педагогическом искусстве, а самое главное, вытаскивает наверх энергичных людей с горящими глазами, последователей того самого Сухомлинского. И учителя, для которых работа – это призвание, жизнь, миссия, многое могут почерпнуть из видеороликов, мастер-классов и трансляций.

Кто выиграл

Победитель 2023 года: учитель русского языка и литературы Олег Игоревич Янковский. Работает в школе при посольстве в Иране. Возраст – 30 лет. Родом из города Энгельс Саратовской области. Кандидат филологических наук. Снял со своими ученикам видеоролик, где прочитал рэп, куда искусно вплел Сталина, нейросети, арабский язык, иронию над сленгом и любовь к русской литературе. Олег ЯнковскийЧто дает статус “Учитель года” – в качестве приза выплачивается премия в размере 1 миллиона рублей, но больше это звание используется для карьерного роста. Носителей нередко выдвигают в депутаты, директорами школ, частные образовательные учреждения стараются взять к себе на работу, перспектив открывается уйма.И, конечно, уважение от родителей и учеников, горожан, коллег.

От автора: награду дали заслуженно. Олег Янковский действительно образован, пробует нестандартные подходы к детям, в нем чувствуется живой энтузиазм, видно, что человек любит свою работу, получает от нее удовольствие.  

Призеры

Ежегодно выделяют несколько призеров, которым выплачивают по 500 тысяч рублей. Не менее престижный статус, когда в резюме пишут “Призер конкурса “Учитель года”, в сознании большинства это приравнивается к победителю. 

Призеры – это те, кто прошел в суперфинал конкурса, куда допускается только 5 человек. Один из них – победитель Янковский, остальные указаны в таблице:

ФИО

Предмет

Регион, город

Номер школы

Кандауров Антон Владимирович

Физкультура

ЛДНР, Красный луч

29

Яндиева Бэлла Башировна

Английский язык

Чечня, Грозный

7

Костанян Арман Артурович

Математика

Татарстан, Иннополис.

Городской лицей

Ладных Михаил Сергеевич

Физика

Белгородская область, пос. Дубовое

Школа “Алгоритм успеха”

Помимо премии, выручают призерам и статуэтку пеликана – это символ учительства еще со времен дореволюционной России. 

Примечание автора: большим плюсом последних лет стала демонстрация знания местных языков, все это придает конкурсу открытый характер, положительно влияет на межнациональные настроения. Но вот грамматические ошибки в некоторых анкетах все же следовало бы исправить перед публикацией, чтобы не давать повода аудитории спекулировать на этот счет. 

Лауреаты

Из 1,2 миллиона российских учителей в финал попадает только 90 человек, из них только 10 становятся лауреатами. Это тоже талантливые преподаватели, элита России. 

ФИО

Дисциплина

Город

Школа

Базюк Кирилл Сергеевич

Физкультура

Томск

43

Батуров Владимир Валерьевич



Иностранный язык

Курск

17

Чистякова

Ярославль

42

Гурьянов Павел Сергеевич

История

Кудрово

Центр образования

Дьяконов Иван Герасимович 

Физика

Бердигестях

Гимназия им. Филиппова

Валюгин Сергей Викторович





Русский и литература




Москва

1148

Журбин Андрей Алексеевич

Астрахань

10

Константинова Евгений Владимировна

Краснодар

25

Прокопенко Наталья Михайловна

Тюмень

25

Пиреева Ольга Павловна

Учитель нач. классов

Калтан

2

Традиционно лидируют учителя русского языка и литературы. Так происходит во многом благодаря хорошо поставленной речи (это один из ключевых факторов оценки), творческим способностями и пониманию психологии. Большое количество прочитанных книг и постоянный анализ героев вместе с учениками дает хороший опыт, помогающий в коммуникациях при испытаниях. 

За прошлые годы

Конкурс “Учитель года” идет с начала 90-х, срок немалый, но в масштабах России тот факт, что за такой период удостоились звания только 33 педагога, делает победу действительно стоящей. 

Таблица победителей “Учитель года” за все годы:


Фамилия

Город

Номер школы или лицея

2023

Янковский О. И.

Тегеран

Школа при МИД РФ.

2022

Лутивинов Д. В.

Орехово-Зуево

16

2021

Костылева Е. С.

Тюмень

16

2020

Гуров М. Н.

Ростов-на-Дону

Лицей элитарного образования

2019

Арачашвили Л. Г.

Волгоград

55

2018

Динаев А. М.

Грозный

1

2017

Демаков И. С.

Санкт-Петербург

116

2016

Шагалов А. М.

Армавир

7

2015

Кочережко С. С.

Самара

1

2014

Головенькина А. Н.

Нурлат

1

2013

Сиденко А. Г.

Беляниново

29

2012

Демахин А. А.

Сергиев-Посад

Гимназия им. Ольбинского

2012

Кириченко В. В.

Москва

1479

2011

Овчинников А. В.

Баловнево

Сельская школа

2010

Гарифзянов А. Р.

Октябрьский

Волхонщинская средняя школа

2010

Случ М. И.

Москва

1060

2009

Никифорова Н. С.

Магнитогорск

5

2008

Стародубцев М. Л.

Москва

1060

2007

Гущин Д. Д.

Петергоф

Гимназия им. Александра II

2007

Мехед А. Г.

Москва

2030

2006

Успенский А. Г.

Череповец

37

2005

Иоголевич И. А.

Челябинск

31

2004

Славгородский Е. И.

Крылово

Средняя школа

2003

Карачевцев И. А.

Санкт-Петербург

166

2002

Смирнов И. Б.

Гатчина

9

2001

Крылов А. В.

Екатеринбург

67

2000

Морар В. А.

Калининград

1

1999

Шилов В. В.

Челябинск

138

1998

Ильин В. Л.

Санкт-Петербург

30

1997

Глозман А. Е.

Москва

293

1996

Филиппова Е. А.


Рязань

34

1995

Климентовская З. В.

4

1994

Нянковский М. А.

Ярославль

Городской колледж

1993

Парамонов О. Г.

Брянск

1

1992

Заруба А. В.

Теряево

Детгородковская средняя школа

Московская Вальдорфская школа имени Пинского №1060 остается единственной в России, которой удалось выиграть конкурс “Учитель года” дважды. Там используется метод педагогики Рудольфа Штайнера, подразумевающий особую программу развития памяти и подход к возрастному развитию ребенка. 

Основная часть победителей – представители крупных городов, но встречаются и дарования из сел и деревень. 

Как победить

Добиться успехов на конкурсе достаточно несложно, во всяком случае дойти до муниципального этапа. И дело здесь не в низкой общем уровне преподавательского состава средних школ, а в неправильном эмоциональном настрое, отсутствии времени на подготовку к самому конкурсу и элементарном выгорании. Выиграть призовое место может каждый, если к этому правильно подойти. 

Для победы в “Учителе года” необходимо: 

  1. Не пытаться кому-то подражать, а найти свой образ. Начиная от внешнего вида, заканчивая постановкой голоса и интонацией. Наигранное поведение сразу негативно оценивается. Естественность, харизма – 80% успеха.  

  2. По найденному образу поработать над методикой преподавания. Прежде всего, использовать собственные наработки, прислушиваться ко внутреннему голосу. Но необходимо и почитать имеющуюся литературу, придумать какие-то новшества, посмотреть идеи с последних конкурсов. Полезно изучить передовой опыт преподавания на Западе и в школах Азии, особенно последние статьи в оригинале (через переводчик). При этом брать только результативные методики, но не идти с ними сразу выступать, а обкатать их сначала с учениками. Лучше – с несколькими разными классами. И провести анализ, разбор эффективности. 

  3. Поработать над разными стратегиями работы с аудиторией.Они должны быть оригинальны, но отлажены до идеала. Менять свои же установки и правила во время испытаний нельзя. 

  4. Важна безукоризненная теория по предмету. Следует хорошо выучить даты, теоремы, факты. Использовать интересные сравнения и аллегории, образы, стараться демонстрировать эрудицию, но как бы мимоходом. Шутки и ирония должны быть понятны и детям, и жюри.  

  5. Придерживаться линии “учитель – мое призвание с детства”, “жить без указки и глобуса не могу”, “если не проверю тетрадку, то умру”, вспомнить все самые романтические мечты о профессии, и забыть все плохое. Писать об этом в эссе. Необходимо понимать, что победителем никогда не выберут того, кто попал в профессию случайно, не любит свою работу и т.д. 

Многие учителя, порядком подуставшие за тетрадками, обремененные низкой зарплатой и выживанием (особенно на юге России, на Кавказе), страдающие от хамского поведения своих учеников, никак не могут искренне изобразить счастье от своей профессии. Хотя когда-то – горели желанием учительствовать, вкладываться в детей, нести доброе и вечное.

Но часто именно “Учитель года” открывает в педагогах второе дыхание. Само участие, просмотр конкурса, понимание, что профессия в России пользуется уважением, дарит позитивную энергию. Но для максимального эффекта требуется серьезная подготовка и переосмысление собственных качеств. 

Автор: Дата первой публикации:
Читайте также