Всероссийское состязание педагогического искусства между лицеями, средними школами и гимназиями, призванное выявить талантливых преподавателей. Победители конкурса от Министерства просвещения “Учитель года” в России в 2023, лауреаты и призы, методика отбора кандидатов на всех этапах испытаний. Рекомендации будущим участникам. В этой статье приведены не только финалисты, но и номера школ, где они работают. Для родителей это очень удобно, так как если директор дает таким людям развиваться, то и общий уровень подготовки в образовательном учреждении обычно высокий. Поскольку официальный сайт тормозит, а на других размещена скудная информация, данная статья наиболее удобна, а еще позволяет обсудить в комментариях кандидатуры победителей.
В чем суть конкурса: в России с ее Ушинскими, Макаренко и Сухомлинским образование всегда держалось на совершенно невообразимой смеси энергетики, гуманизма, гениальности и энтузиазма. Не каждому ребенку повезло с семьей, не каждый будет слушать Прокофьева и читать Достоевского, а во многих вымирающих деревнях и поселках люди спиваются, а законы среди них – звериные. В крупных городах, наоборот, есть достаток, но в семьях часто растут дети с потребительским мышлением и полным отсутствием эмпатии к ближнему. И по факту только педагоги разжигают и поддерживают в широких слоях те искорки доброты, честности и созидания, без которых страна обречена только на войны, смуту и вымирание.
“Учитель года” во многом несправедлив, особенно на этапе отбора, где “режут” большое количество хороших кандидатур. Вероятно, имеется и небольшая политическая составляющая. Но свою роль конкурс выполняет – стимулирует инновации в педагогическом искусстве, а самое главное, вытаскивает наверх энергичных людей с горящими глазами, последователей того самого Сухомлинского. И учителя, для которых работа – это призвание, жизнь, миссия, многое могут почерпнуть из видеороликов, мастер-классов и трансляций.
Победитель 2023 года: учитель русского языка и литературы Олег Игоревич Янковский. Работает в школе при посольстве в Иране. Возраст – 30 лет. Родом из города Энгельс Саратовской области. Кандидат филологических наук. Снял со своими ученикам видеоролик, где прочитал рэп, куда искусно вплел Сталина, нейросети, арабский язык, иронию над сленгом и любовь к русской литературе. Что дает статус “Учитель года” – в качестве приза выплачивается премия в размере 1 миллиона рублей, но больше это звание используется для карьерного роста. Носителей нередко выдвигают в депутаты, директорами школ, частные образовательные учреждения стараются взять к себе на работу, перспектив открывается уйма.И, конечно, уважение от родителей и учеников, горожан, коллег.
От автора: награду дали заслуженно. Олег Янковский действительно образован, пробует нестандартные подходы к детям, в нем чувствуется живой энтузиазм, видно, что человек любит свою работу, получает от нее удовольствие.
Ежегодно выделяют несколько призеров, которым выплачивают по 500 тысяч рублей. Не менее престижный статус, когда в резюме пишут “Призер конкурса “Учитель года”, в сознании большинства это приравнивается к победителю.
Призеры – это те, кто прошел в суперфинал конкурса, куда допускается только 5 человек. Один из них – победитель Янковский, остальные указаны в таблице:
Помимо премии, выручают призерам и статуэтку пеликана – это символ учительства еще со времен дореволюционной России.
Примечание автора: большим плюсом последних лет стала демонстрация знания местных языков, все это придает конкурсу открытый характер, положительно влияет на межнациональные настроения. Но вот грамматические ошибки в некоторых анкетах все же следовало бы исправить перед публикацией, чтобы не давать повода аудитории спекулировать на этот счет.
Из 1,2 миллиона российских учителей в финал попадает только 90 человек, из них только 10 становятся лауреатами. Это тоже талантливые преподаватели, элита России.
Традиционно лидируют учителя русского языка и литературы. Так происходит во многом благодаря хорошо поставленной речи (это один из ключевых факторов оценки), творческим способностями и пониманию психологии. Большое количество прочитанных книг и постоянный анализ героев вместе с учениками дает хороший опыт, помогающий в коммуникациях при испытаниях.
Конкурс “Учитель года” идет с начала 90-х, срок немалый, но в масштабах России тот факт, что за такой период удостоились звания только 33 педагога, делает победу действительно стоящей.
Таблица победителей “Учитель года” за все годы:
Московская Вальдорфская школа имени Пинского №1060 остается единственной в России, которой удалось выиграть конкурс “Учитель года” дважды. Там используется метод педагогики Рудольфа Штайнера, подразумевающий особую программу развития памяти и подход к возрастному развитию ребенка.
Основная часть победителей – представители крупных городов, но встречаются и дарования из сел и деревень.
Добиться успехов на конкурсе достаточно несложно, во всяком случае дойти до муниципального этапа. И дело здесь не в низкой общем уровне преподавательского состава средних школ, а в неправильном эмоциональном настрое, отсутствии времени на подготовку к самому конкурсу и элементарном выгорании. Выиграть призовое место может каждый, если к этому правильно подойти.
Для победы в “Учителе года” необходимо:
Не пытаться кому-то подражать, а найти свой образ. Начиная от внешнего вида, заканчивая постановкой голоса и интонацией. Наигранное поведение сразу негативно оценивается. Естественность, харизма – 80% успеха.
По найденному образу поработать над методикой преподавания. Прежде всего, использовать собственные наработки, прислушиваться ко внутреннему голосу. Но необходимо и почитать имеющуюся литературу, придумать какие-то новшества, посмотреть идеи с последних конкурсов. Полезно изучить передовой опыт преподавания на Западе и в школах Азии, особенно последние статьи в оригинале (через переводчик). При этом брать только результативные методики, но не идти с ними сразу выступать, а обкатать их сначала с учениками. Лучше – с несколькими разными классами. И провести анализ, разбор эффективности.
Поработать над разными стратегиями работы с аудиторией.Они должны быть оригинальны, но отлажены до идеала. Менять свои же установки и правила во время испытаний нельзя.
Важна безукоризненная теория по предмету. Следует хорошо выучить даты, теоремы, факты. Использовать интересные сравнения и аллегории, образы, стараться демонстрировать эрудицию, но как бы мимоходом. Шутки и ирония должны быть понятны и детям, и жюри.
Придерживаться линии “учитель – мое призвание с детства”, “жить без указки и глобуса не могу”, “если не проверю тетрадку, то умру”, вспомнить все самые романтические мечты о профессии, и забыть все плохое. Писать об этом в эссе. Необходимо понимать, что победителем никогда не выберут того, кто попал в профессию случайно, не любит свою работу и т.д.
Многие учителя, порядком подуставшие за тетрадками, обремененные низкой зарплатой и выживанием (особенно на юге России, на Кавказе), страдающие от хамского поведения своих учеников, никак не могут искренне изобразить счастье от своей профессии. Хотя когда-то – горели желанием учительствовать, вкладываться в детей, нести доброе и вечное.
Но часто именно “Учитель года” открывает в педагогах второе дыхание. Само участие, просмотр конкурса, понимание, что профессия в России пользуется уважением, дарит позитивную энергию. Но для максимального эффекта требуется серьезная подготовка и переосмысление собственных качеств.
Оставить комментарий