В СССР топливо стоило дешевле минеральной воды, и хотя с тех времен нефти разведали намного больше, подорожание только за последние 5 лет составило свыше 20 рублей. В этой статье приведена подробная статистика цены на бензин и дизельное топливо в России, опубликована динамика по месяцам и с 2001 года с коэффициентами инфляции, что очень удобно для базовой аналитики. Не только водителей печалит подорожание бензина и солярки: после каждого топливного скачка начинают ползти вверх цены абсолютно на все. Для России, с ее большими расстояниями и высокой себестоимостью работ в агросекторе, это особенно болезненно. Вопрос – стратегической важности.
Средняя топливная
На данной странице охвачена сразу вся информация – и по средней стоимости топлива, и отдельно по маркам. Средний показатель удобен семьям, где используется несколько машин с разными моторами, либо для предпринимателей, планирующих транспортные расходы. Все цифры – из официальных источников.
Динамика средних цен на топливо на 2024 (средняя цена Росстат по всем маркам и солярке):
Небольшая разница в копейках может не бросаться в глаза, но если посчитать на 1000 километров при расходе в 10 литров, то за последний период доплачивать придется свыше 700 рублей. А для грузового транспорта, который ездит далеко и расходует горючего 40-50 литров на “сотню”, цифра получается уже четырехзначная.
Таблица инфляции за последние 3 года:
Сейчас это стало большой проблемой, которую решают на уровне президента Путина. Меры принимались и раньше – был создан топливный демпфер, с 2019 нефтяникам выплачивали из бюджета компенсации за потери от экспорта при поставках на внутренний рынок. Но потом выплаты по демпферу срезали, поэтому сразу произошел скачок.
Сейчас ФАС и другие структуры пытаются надавить на заправки и нефтезаводы, чтобы хотя бы на уровне мелкого опта и розницы не было сильных подорожаний.
От редакции: вмешательство Путина обнадеживает, так как в прошлый раз благодаря личному обращению президента удалось стабилизировать цены на курятину. Будет ли от этого длительный эффект на фоне атак на НПЗ и грядущих сельхозработ - пока под вопросом.
Обновлено: небольшая динамика в первые месяцы 2024 продолжается. Основные риски - весной и осенью.
Бензин
По европейским нормам 95-й бензин уже не продается, но в России он остается самой ходовой маркой. С экологией ситуацию чуть улучшили, подтянув его к 5-му классу безопасности.
Стоимость литра бензина на 2024 по маркам:
Статистика цен на 95-й бензин обусловлена еще и наличием исходных данных: российские ведомства работают преимущественно именно с ним.
Динамика стоимости 1 литра бензина марки АИ-95 за 20 лет:
Из таблицы видно, что стоимость бензина в России немного коррелирует с биржевой стоимостью нефти: за год до пиковых значений начинает дорожать топливо. А во время обвалов нефти в 2009, 2016 и в 2020 процент инфляции был самым низким. Поэтому те, кто утверждают, что топливо растет и при низкой нефти, не всегда правы.
Но есть и объективная реальность: нужды россиян должны превалировать над желанием нефтегазовых компаний продать углеводороды на экспорт. Цены для потребителя – высокие.
Дизтопливо
В России только 5% легковых автомобилей с дизельными двигателями, но для грузового транспорта доля достигает 99,9%. В крупных городах городской транспорт постепенно переводят на электричество, но для остальных сфер альтернативы нет, и не будет еще многие годы.
Таблица сравнения цен на ДТ по месяцам (в рублях, только данные Росстат):
Годовая инфляция на солярку в последние годы больше 10%. Это "тянет" за собой стоимость остальных продуктов и услуг из-за роста затрат на грузоперевозки.
Динамика стоимости дизельного топлива на 2024 с процентом инфляции:
Инфляция на дизтопливо в 2023 составила 12,53% процентов. Рост цен на солярку превысил 7 рублей. Судя по динамике первых месяцев, в 2024 будет примерно такой же результат.
– из-за отсутствия исходных данных таблица имеет, как данные Росстат, так и показатели из открытых источников и средние расчетные ставки.
Суммарно с 2000-х дизтопливо подорожало, больше, чем в 10 раз. С 2019 стоимость почти сравнялась с бензином, но почти всегда подвергалась корректировке, чтобы не создавать нагрузку на ВПК, сельское хозяйство и обслуживающие предприятия.
Чтобы снизить себестоимость перевозок, бизнес старается обновлять технический парк автомобилей. Но за 20 лет технический прогресс не позволил сильно уменьшить расход топлива на дизельных моторах у крупнотоннажной техники. Если инженеры снижают на 5-10% расход за 10-15 лет, то за аналогичный период темпы подорожания ДТ превышают 100-120%.
Автор: Сергей Матяш. Дата первой публикации: 2023-11-04