Собственный автотранспорт становится иметь все накладнее, после ужесточения санкций и постоянной инфляции, выгоднее пользоваться общественным. На сколько процентов будет новое подорожание авто с 1 апреля 2024 года и с чем связан крупный скачок цен, три главные причины очередного витка кризиса в сфере личного транспорта.
Динамика цены на машины от Росстат (в рублях):
За два года с хвостиком инфляция на российские машины превысила 50%, а на иномарки почти добралась до 75%. Это официальные цены, на них динамика в 2024 сохранится на уровне 10-25% в зависимости от степени укрепления рубля.
Но вот с апреля будет подорожание иномарок китайского производства на 30%, ввозимых по схемам серого импорта через частных лиц. В рублях сумма подорожания составит от 300 тысяч до 1 миллиона рублей. Ранее правительство предоставляло льготы по налогам, акцизам и утилизационному сбору, которые с 1 апреля 2024 отменят.
Учитывая определенный дефицит предложения, который сформировался на российском рынке после ухода иностранных автозаводов, официальные прайсы подорожание тоже может затронуть. Но не сразу, поэтому от 1 до 3 месяцев у потенциальных покупателей есть для оформления предзаказа или покупки машины со стоянки.
Почему так дорого?
Россия к 2024 успешно перешла на самообеспечение в сельском хозяйстве, но производство технически сложных изделий – куда более продолжительная задача по времени. Учитывая, что рубль падает не только по отношению к доллару, но и к юаню, а транспортные расходы со временем увеличиваются, единственный способ стабилизации цен – возвращение советской схемы автопрома с полной локализацией цикла производства.
- Причина первая. Высокий спрос и себестоимость. ВАЗ и УАЗ не обеспечивают полного предложения на рынке новыха авто, а китайские аналоги, собранные из привозных машинокомплектов, будут дорожать вместе с курсом иностранной валюты.
- Причина вторая. Большая доля использования импортных запчастей в российских автомобилях. У “Нивы” около 30% иностранных деталей, у Гранты – 47%, у XRay – 78%. От 14 до 30% зарубежных комплектующих присутствует даже в “Уазе”. Ряд деталей выгоднее закупать за границей, но это актуально только при стабильной валюте.
- Причина третья. Просевшее кредитование и рост расходов. ЦБ поддерживает экономику за счет высокой ключевой ставки, поэтому в России вливание денег в оборот идет благодаря росту средних зарплат. Затраты на кадры повышают расходы на новые машины по всей цепочке – от конвейера до дилерских центров.
Еще одна крупная проблема – Россия, находясь под санкциями, пока продолжает следовать общемировым стандартам потребительства. В СССР была ставка на ремонтопригодность подержанных машин, их чинили самостоятельно во дворах, автопром мог не выпускать большое количество новых авто. Сегодня срок службы машины маленький, спрос высокий, человек привык к комфорту.
Учитывая тенденции, в России рано или поздно начнется переход на новую автомобильную философию. Возможно, в пользу каршеринга, развития общественного транспорта, создания автомобилей, которые можно будет модернизировать и обновлять.
Покупать ли машину в 2024?
Скачок стоимости может произойти в ближайшие полгода. Если автомобиль нужен срочно, имеет смысл поторопиться. Ориентировочно автомобильная инфляция сохранится на уровне 10-20%, если не будут приняты меры по заморозке цен.
Для дальнейшей оценки ситуации многое зависит и от доли вхождения Китая на российский авторынок. Если будет наращиваться производство, пойдут поставки крупными объемами, то начнется период стабилизации. Период плавного повышения стоимости продлится от 2 до 5 лет.
Автор: Сергей Матяш. Дата первой публикации: 2024-03-25